krispotupchik (krispotupchik) wrote,
krispotupchik
krispotupchik

Category:

Кому выгодны оффшоры?

На заявления первых лиц общество всегда склонно реагировать в превосходной степени. Недавнее послание Владимира Путина Федеральному собранию не стало исключением – каждая президентская инициатива вызывала, подчас, у слушателей диаметрально противоположную реакцию, от восторга до священного ужаса и возмущения. А поскольку в нашей стране до сих пор принято считать, что каждая кухарка способна управлять государством, в экономисты-международники переквалифицировалась большая часть как журналистов, так и блогеров.

Одной из самых обсуждаемых тем стало почти революционное предложение Путина о деоффшоризации российской экономики. Пики на этой теме ломают до сих пор. Однако у большинства комментаторов, к сожалению, нет хоть сколько-нибудь приближенного к реальности понимания того, почему Путин выступил с подобной инициативой, и почему это было сделано именно сейчас.

Для начала стоит отметить, что оффшор, финансовый центр, привлекающий иностранный капитал путём предоставления налоговых и других льгот иностранным компаниям, сам по себе не является чем-то антигосударственным. В мире насчитывается более 50 стран, предусматривающих те или иные налоговые льготы для оффшоров, и такие крупные и инновационные компании, как Apple и Google, равно как и старые промышленные гиганты типа Toyota, используют оффшорные схемы для оптимизации налогового планирования.

Однако, как я уже сказала, в России всё, как обычно, ставится в превосходную степень. Массовый неконтролируемый отток капитала частных компания в оффшоры произошел ещё во времена "нецивилизованного ведения бизнеса" и был связан не только и не столько с налогами, сколько с безопасностью бизнесов. Большинство оффшоров, хотя и не все, практикуют режим полной закрытости бенефициаров, а цепочка из двух-трех оффшорных компаний гарантирует владельцу почти полную анонимность. Таким образом, на бизнесмена не могла наехать “крыша”, а родное государство не могло потребовать платить налоги.

Капитализация компаний росла, они выходили на мировой уровень, “крышы” расселись по тюрьмам, экономика приходила к европейским цивилизованным стандартам, но схемы оставались теми же. Вывод из России сотен миллионов долларов, парадоксальная ситуация регистрации компаний, имеющих стратегическое значение, за пределами страны – даже такие важные предприятия как аэропорт «Домодедово» и Ванинский морской торговый порт оказались в руках именно оффшорных структур. Одни только российские экспортеры нефти вывели в оффшоры за последние десять лет 798 миллиардов долларов. Размер внешнего долга частного небанковского сектора на конец прошлого года составил 292 миллиарда долларов, при том, что около 100 миллиардов долларов было заимствовано российскими компаниями в рублях. И это в условиях отсутствия за рубежом долгового рублевого рынка. То есть большая часть этих денежных средств была выведена за рубеж под видом фиктивных сделок и ввезена обратно под видом заемных средств  для того, чтобы снизить выплаты по налогу на прибыль.

Этого уже достаточно, чтобы начать поступательный процесс возвращения этих компаний в российскую юрисдикцию. Можно вспомнить еще и кризис такого оффшора как Кипр. Сильный крен экономики в сторону офшорного сектора, упор на банковскую деятельность - сумма вкладов в банках страны составляет приблизительно 835 % ВВП – а в итоге полный коллапс, приведший к необходимости удержать часть вложенных в экономику острова денег, а также проблемы с выводом значительных средств. Подобные оффшорные крахи, в случае нахождения там российских денег, становятся проблемой финансовой национальной безопасности.

Именно поэтому Путин и инициировал процесс деоффшоризации, выдвинув ряд инициатив: налогообложение доходов компаний с российскими собственниками, но зарегистрированных в оффшорах, по российскому законодательству; запрет на меры господдержки, предоставление кредитов ВЭБа и госгарантий для компаний в иностранной юрисдикции и недопуск их к исполнению госконтрактов и контрактов структур с госучастием. Самое важное тут - запрет российской госпомощи для оффшорных компаний. Банковская система претерпевает очередную реорганизацию, это показывает нам ситуация с массовым отзывом лицензий у недобросовестных банков. В этих условиях демонстративное лишения поддержки государства - черная метка даже для крупных компаний.

Немедленная поддержка этих инициатив Общероссийским Народным Фронтом - это ещё один интересный аспект грядущей деоффшоризации. Круглый стол "Деоффшоризация экономики: как предотвратить вывод капитала" и заявление, что данный процесс принесет до 2 процентов роста ВВП – это серьезная заявка на общественный контроль и мониторинг, который ОНФ будет проводить для того, чтобы проконтролировать исполнение поручений президента. Фронт уже начал эффективную борьбу с коррупцией в госаппарате и госкомпаниях. Работа над деоффшоризацией, при поддержке ОНФ сможет привлечь в российскую экономику достаточное количество новых налоговых сборов от “теневых” компаний. О готовности вывести свои средства из оффшоров под таким контролем уже заявили “Русал”, КАМАЗ и “Русгидро”. Средства же эти будут потрачены на реализацию социальных инициатив и обязательств, которые Путин озвучил в том же послании федеральному собранию.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 80 comments